Общепромышленные электродвигатели
Общепромышленные электродвигатели (общепромы) – тип электрических двигателей мощностью от 0,18 кВт до 315 кВт, с напряжением питания 220/380/660 Вольт, без взрывозащиты, температурный режим до 70°C, со скоростью вращения поля статора 3000/1500/1000/750 оборотов в минуту.
Наиболее распространенные в Украине марки – АИР, 4АМУ, 6АМУ, 4А, 4АМ, 5АМ, 4АМН, АД, АО3, АО4 и другие. Об их особенностях, производителях и стоимости вы узнаете из нашей статьи.
Также в обзоре общепромышленных двигателей:
- Таблица подбора по мощности
- Виды и характеристики
- Строение
- Фото
- Схемы подключения
- Режимы работы
Каталог по мощности и частоте вращения
Общепромышленные электродвигатели выполняются в закрытом обдуваемом исполнении - IP54(IP55) или в так называемом защищенном исполнении - IP22 (IP23). Класс нагревостойкости изоляции «В» (температурный индекс 135°С) или «F» (температурный индекс 155°С) по ГОСТ 8865-70.
Строение и основные детали общепромов
Основные составляющие элементы электродвигателя общепромышленного:
- Подшипник передний
- Подшипниковый щит
- Фланцевый щит
- Воронка
- Крышка подшипника
- Прокладка передняя наружная
- Уплотнение (манжета)
- Маслоотражающее кольцо
- Кольцо уплотнительное
- Кольцо упорное пружинное
- Пружина гофрированная невинтовая
- Крышка подшипника
- Прокладка передняя внутренняя
- Подшипник задний
- Воронка
- Крышка подшипника
- Прокладка задняя наружная
- Масленка
- Труба маслопровода
- Труба маслопровода
- Кронштейн крепления трубки
- Прокладка сливой камеры
- Статор
- Статор (монтажное исполнение IM3)
- Ротор
- Колпачок
- Шпонка
- Планка (подставка)
- Крышка вводного устройства
- Подкладка под крышку
- Корпус вводного устройства
- Прокладка в окно станины
- Фланец
- Гайка нажимная резьбовая
- Шайба под уплотнение
- Прокладка под фланец
- Панель
- Вентилятор механический сборный
- Вентилятор пластмассовый
- Пластина для закрепления вентилятора
- Шпонка под вентилятор
- Кожух сборный
Схемы подключения к сети
Варианты соединения асинхронного трехфазного общепромышленного электродвигателя:
- "Треугольник". Обмотки статора электродвигателя присоединяются последовательно друг за другом. При этом начало последующей обмотки соединяется с концом предыдущей обмотки и так далее.
- "Звезда". Соединение концов обмоток статора общепромышленного электродвигателя происходит в одной точке. При этом трехфазное напряжение подают на начала обмоток.
Режимы работы общепромышленных электродвигателей:
- Продолжительный S1
- Кратковременный S2
- Периодический повторно-кратковременный S3
- Периодический повторно-кратковременный с влиянием пусковых процессов S4
Исполнение и климатическое размещение асинхронных трехфазных двигателей
Климатическое исполнение общепромышленного электродвигателя | Категория размещения | Рабочая температура | |
Верхнее значение | Нижнее значение | ||
У | 1 или 2 | +40 | -45 |
У | 3 | +40 | -45 |
Т | 2 | +50 | -10 |
ОМ | 2 | +45 | -40 |
О | 5 | +35 | -10 |
Макроклиматические районы:
- У - с умеренным климатом;
- Т - с тропическим климатом;
- ОМ - с морским климатом;
- О - для всех макроклиматических районов на суше кроме района с очень холодным климатом
Условия размещения:
- На открытом воздухе;
- Под навесом при отсутствии прямого воздействия солнечного излучения и атмосферных осадков;
- В закрытых помещениях без искусственного регулирования климатических условий;
- В помещениях с повышенной влажностью
Монтажные исполнения общепромов
- Лапы 1081. Корпус имеет крепежные лапы, с отверстиями под болты, для крепления любой раме или площадке с посадочными местами.
- Фланец 3081. В месте выхода вала ротора на своем корпусе, имеет фланец с отверстиями под крепежные болты, для крепления к редуктору через муфту к фланцу насоса и др.
- Комбинированное 2081. На своем корпусе общепромышленный двигатель имеет и лапы и фланец, что делает его универсальным и позволяет крепить на любое электрическое оборудование.
Виды и производители общепромышленных электродвигателей
Серия общепромышленного двигателя | Производители | Характеристика |
АИР |
Китай. "Могилевский завод, "Электродвигатель", Беларусь Украина до 100мм габарита - ХЭЛЗ, Полтава, Ужгород |
Качественные и некачественные китайцы, малогабаритные украинские модели и добротные могилевские двигатели. Важно! Новая Каховка не выпускает электродвигатели АИР |
4А/4АМ | «Владимирский электромоторный завод» (до 1992г). | Наиболее распространенный неликвид в Украине. Надежные чугунные двигатели советского периода. IP44. Встречаются исключительно в виде неликвидов и двигателей БУ. Крайне важна заводская расконсервация. |
5А/5АМХ | «Владимирский» и «Баранчинский» завод | Современные российские двигатели. С 2013 года импортируются минимально. Лучший выбор для заказчика, которого не интересует цена и срок поставки |
4АМУ/6АМУ | «НКЭМЗ» - Украина, Новая Каховка | Высококачественные украинские электродвигатели. Но предприятие "НКЭМЗ" переживает кризисный период, сроки поставки и цены уступают китайским. Многие предприятия Новой Каховки поставляют китайские двигатели под видом «НКЭМЗ». |
АД | «Уралэлектро» и «СКБ Сибэлектромотор» | Редкие двигатели. Заводы производители от Украины удалены, а аналоги выпускаются большим количеством украинских, белорусских и российских производителей поближе. |
АО3/АО4 | «БЭМЗ» Баранчинский электромеханический завод | АО3 закрытого обдуваемого исполнения повышенной защищенности предназначены для продолжительного режима работы от сети переменного тока. Форма исполнения IM1001, IM1002. |
А2/АО2 | Старые советские электродвигатели. Сейчас не выпускаются | Были разработаны в 1959 г. и имели девять габаритов с высотами оси вращения от 90 до 280 мм. Применена новая обмотка с тонкослойной изоляцией и новые для тех лет виды изоляционных материалов. |
4АМН/5АМН | «ВЭМЗ» Владимирский электромоторный завод, Россия | Общепромышленные двигатели серии 4АМН и 5АМН – «открытые», «квадратные» или «обдуваемые» - промышленные электромашины с низкой степенью защиты от пыли и влаги (IP23). |
Подробнее о производителях общепромышленных электродвигателей смотрите в разделе заводы производители.
Фото популярных моделей

.jpg)
.jpg)
.jpg)
Советские двигатели из СССР
Во времена СССР маркировка электродвигателей была единой для всех заводов производителей и регламентировалась нормативными документами.
Основные типы советских общепромышленных двигателей - А, А2, АО2, 4А, 4АМ. Отличалась маркировка электродвигателей, производимых в странах СЭВ. Например, в Болгарии вместо 4АМ использовалась «МО» а вместо 4АМН - «М».
Советские общепромышленные электродвигатели с большим сервис-фактором, массивными чугунными корпусами и толстой медной намоткой востребованы в Украине и сегодня. Моторы из СССР исправно служат при грамотной подготовке.
Как подобрать общепромышленный электродвигатель под техпроцесс?
Каждая модель имеет свои технические и конструкционные особенности, которые нужно учитывать при выборе. Не бывает плохих и хороших двигателей — есть подходящие под конкретный технологический процесс и нет. Подбирать марку можно по цене, по мощности, качеству материалов и другим параметрам.
Именно поэтому важен профессионализм и знание «кухни» изнутри. СЛЭМЗ избавит вас от изматывающего мониторинга сотен позиций на сайте — решит задачу за вас. Мы вместе с Вами найдем оптимальный вариант под любую производственную специфику, сэкономим ваше время и деньги.
Остались вопросы относительно общепромышленных двигателей? Звоните нам — СЛЭМЗ ответит подробно и экспертно!