Допустимые пределы вибрации электродвигателя
Вибрация электродвигателя – это обязательный эксплуатационный параметр. Превышение допустимой нормы приводит к перегреву подшипников, повреждениям на станине и подшипниковых щитах, деформации вала и отрыву бочки ротора, поломке самого асинхронного двигателя. Для контроля на ранних стадиях применяется датчик отслеживания данных показателей. Виды вибрации - механическая, электромеханическая, электромагнитная, поперечная, осевая.
Нормы, допуски вибрации электродвигателя определены по ГОСТ 16921-71, ГОСТ 20815-75.
Измерение вибрации двигателя производится специальным прибором – виброаналозатором. Он измеряет значение отклонения от нормы, также выявляет источник и причину. Замеры выполняются на холостом ходу и в режиме номинальной нагрузки. Таким образом вычисляют значения СКЗ вибросмещения (мкм), СКЗ виброскорости (мм/с) или СКЗ виброускорения (мм/с2) в диапазоне частот от 10 Гц до 1000 Гц.
Измерение
Измерения проводят на машине в свободно подвешенном или в жестко закрепленном состоянии в соответствии с требованиями ГОСТ 20815-93
В таблице приведены нормы для общепромышленных электродвигателей АИР. А – виброскорость в свободно подвешенном состоянии, мм/с. Б – допустимое вибросмещение для двигателей после капремонта, мкм.
Допустимые нормы вибрации электродвигателей по ГОСТ
Допустимые нормы вибрации электродвигателей по ГОСТ | ||||||||||||
Мощность, квт |
3000 об/мин |
1500 об/мин |
1000 об/мин |
750 об/мин |
||||||||
Марка |
А |
Б |
Марка |
А |
Б |
Двигатель |
А |
Б |
Двигатель |
А |
Б |
|
1,1 |
1,12 |
70 |
1,12 |
100 |
1,12 |
130 |
1,12 |
160 |
||||
1,5 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
||||||||
2,2 |
1,8 |
|||||||||||
3 |
1,8 |
|||||||||||
4 |
1,8 |
|||||||||||
5,5 |
1,8 |
|||||||||||
7,5 |
1,8 |
|||||||||||
11 |
2,8 |
|||||||||||
15 |
2,8 |
|||||||||||
18,5 |
2,8 |
|||||||||||
22 |
2,8 |
|||||||||||
30 |
2,8 |
|||||||||||
37 |
2,8 |
Для уменьшения осевой вибрации электродвигателя необходимо, чтобы активная длина пакета статора была одинаковой в нескольких плоскостях по внутренней расточке.
Причины и устранение
Причина вибрации электродвигателей на холостом ходу в дефекте самого двигателя. Проверьте, исчезают ли колебания после отключения от сети. Исчезновение указывает на наличие зазора между ротором и статором или обрыв стержня в обмотке ротора.
Причина колебаний двигателя в момент пуска под нагрузкой - механического характера.
Механические причины возникновения вибрации электродвигателя:
- Нарушения центровки вала с приводимым устройством (насос, вентилятор)
- Плохое состояние соединительной муфты
- Ослабление резьбовых соединений
- Дефект или перегрев подшипников
- Изгиб или излом вала, лопастей
- Слабое крепление торцовых крышек
Причина повышения вибрации двигателя - механическая несимметрия конструкции корпуса (наличие окон, ребер жесткости, опорных лап, коробки выводов). Это приводит к расслоению спектра его частот колебаний, их отклонению от нормы.
Диагностика и ремонт электродвигателей у СЛЭМЗ
На базе Слобожанского завода функционируют 3 сервисных центра в Киеве, Харькове и Днепре. Заказывайте ремонт у СЛЭМЗ, чтобы определить причину и устранить вибрации, шум, поломки электродвигателя. Гарантия на перемотанные и восстановленные электромоторы до 12 месяцев.