Допустимые пределы вибрации электродвигателя
Вибрация электродвигателя – это обязательный эксплуатационный параметр. Превышение допустимой нормы приводит к перегреву подшипников, повреждениям на станине и подшипниковых щитах, деформации вала и отрыву бочки ротора, поломке самого асинхронного двигателя. Для контроля на ранних стадиях применяется датчик отслеживания данных показателей. Вибрации бывают механические, электромеханические, электромагнитные, поперечная, осевая.
Допуски вибрации электродвигателя определены по ГОСТ 16921-71 и ГОСТ 20815-75.
Измерение вибрации двигателя производится специальным прибором – виброаналозатором. Он не только измеряет значение и амплитуду колебаний, но также выявляет источник и причину. Замеры выполняются на холостом ходу и в режиме номинальной нагрузки. Таким образом вычисляют значения СКЗ вибросмещения (мкм), СКЗ виброскорости (мм/с) или СКЗ виброускорения (мм/с2) в диапазоне частот от 10 Гц до 1000 Гц.
Измерение
Измерения проводят на машине в свободно подвешенном или в жестко закрепленном состоянии в соответствии с требованиями ГОСТ 20815-93
В таблице приведены нормы для общепромышленных электродвигателей АИР. А – виброскорость в свободно подвешенном состоянии, мм/с. Б – допустимое вибросмещение для двигателей после капремонта, мкм.
Допустимые нормы вибрации электродвигателей по ГОСТ
Допустимые нормы вибрации электродвигателей | ||||||||||||
Мощность, квт |
3000 об/мин |
1500 об/мин |
1000 об/мин |
750 об/мин |
||||||||
Марка |
А |
Б |
Марка |
А |
Б |
Двигатель |
А |
Б |
Двигатель |
А |
Б |
|
1,1 |
1,12 |
70 |
1,12 |
100 |
1,12 |
130 |
1,12 |
160 |
||||
1,5 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
||||||||
2,2 |
1,8 |
|||||||||||
3 |
1,8 |
|||||||||||
4 |
1,8 |
|||||||||||
5,5 |
1,8 |
|||||||||||
7,5 |
1,8 |
|||||||||||
11 |
2,8 |
|||||||||||
15 |
2,8 |
|||||||||||
18,5 |
2,8 |
|||||||||||
22 |
2,8 |
|||||||||||
30 |
2,8 |
|||||||||||
37 |
2,8 |
Для уменьшения осевой вибрации электродвигателя необходимо, чтобы активная длина пакета статора была одинаковой в нескольких плоскостях по внутренней расточке.




Причины и устранение
Вибрации электродвигателей могут возникать на холостом ходу, то причина дефекта в самом двигателе. Проверьте, исчезают ли колебания после отключения от сети. Исчезновение указывает на наличие зазора между ротором и статором или обрыв стержня в обмотке ротора.
Колебания двигателя в момент пуска мотора и под нагрузкой указывают на механическую природу проблемы.
Механические причины возникновения вибрации электродвигателя:
- Нарушения центровки вала с приводимым устройством (насос, вентилятор)
- Плохое состояние соединительной муфты
- Ослабление резьбовых соединений
- Дефект или перегрев подшипников
- Изгиб или излом вала, лопастей
- Слабое крепление торцовых крышек
Существенно повышает вибрацию двигателя механическая несимметрия конструкции корпуса (наличие окон, ребер жесткости, опорных лап, коробки выводов). Это приводит к расслоению спектра его частот колебаний и повышению колебаний.
Диагностика и ремонт электродвигателей у СЛЭМЗ
На базе Слобожанского завода успешно функционируют три сервисных центра в Киеве, Харькове и Днепре. Заказывайте ремонт у СЛЭМЗ, чтобы определить причину и устранить вибрации и другие поломки электродвигателя. Гарантия на перемотанные и восстановленные электромоторы до 12 месяцев.